fbpx

Как снизить травмирование зерна на элеваторных линиях

♦

Опубликовано: 17 января 2020

В процессе промышленной переработки зерна на элеваторных линиях неизбежен процесс травмирования продукта. Зерно перемещается по транспортерам, самотечным и приемным устройствам, бункерам, нориям и другим механизмам, контактирует с металлическими поверхностями и подвижными рабочими элементами, в результате повреждается поверхность и внутренняя структура продукта. Даже если повреждения не заметны, это не говорит об их отсутствии. Травмы могут быть получены на микроуровне, в таком случае качество зерна также значительно ухудшается, что особенно опасно для посевного материала. Под действием ударов, трения и сжимающих нагрузок невозможно избежать микро- и макротравмирования зерна. Но существуют методы и технологии, позволяющие снизить интенсивность и масштабы процесса. Снижение степени травмирования зерна транспортирующими органами – крайне важная задача, так как отделить поврежденный продукт из зерновой массы невозможно. Это необходимо в обязательном порядке учитывать при проектировании и строительстве элеваторов.

Пути снижения травмирования зерна: что нужно учесть при строительстве элеваторов

Практика показывает, что наиболее интенсивные повреждения зерно получает в процессе транспортировки ковшовыми нориями. Одна из главных причин травмирования зерновой массы – так называемая «обратная сыпь». В процессе разгрузки не все зерно поступает в выгрузной патрубок, часть продукта просыпается в башмак. Повышенные затраты энергии на повторный подъем зерна – не единственное негативное последствие этого процесса. При обратной сыпи продукт получает 30% от всех повреждений, связанных с транспортировкой по нории. Для устранения проблемы необходимо совершенствовать конструкцию ковшевых норий и оптимизировать режим их работы. На интенсивность травмирования влияет:

  • форма ковша и головки нории;
  • способ крепления ковша к тяговому органу;
  • конструкция выгрузного патрубка;
  • скорость транспортировки;
  • интенсивность заполнения ковшей.

Изменение конструкции ковшовых норий без оптимизации режимов транспортировки может не дать должного эффекта, поэтому особое внимание следует уделять поиску рациональной скорости норий.

Оптимизация режимов работы норий для снижения травмирования зерна

Перспективным решением задачи является использование тихоходных элеваторов. За счет медленного перемещения ленты минимизируется эффект обратной сыпи и снижается интенсивность механических воздействий на зерновую массу. Но стоит понимать, что опасность несет как завышенная, так и слишком низкая скорость. Чрезмерное замедление чревато нежелательными последствиями. Во-первых, для работы тихоходных элеваторов требуются более мощные тяговые органы и двигатели, а во-вторых – неоправданное снижение скорости работы нории негативно сказывается на общей производительности элеватора. Ускорение механизма не менее опасно: оно приводит к более интенсивному образованию обратной сыпи и повреждению продукта.

Для определения оптимальных режимов работы ковшовой нории было проведено практическое исследование. Рабочим материалом послужило зерно пшеницы и семена подсолнечника.  Продукт перемещался металлическими ковшами высотой 136 мм с коэффициентом заполнения 0,5-1,0. Отслеживалась производительность нории при изменении скорости от 1 до 3 м/с. По результатам эксперимента построены графики, которые наглядно показывают, что минимальный уровень обратной сыпи наблюдается при скорости 2,0…2,5 м/с для пшеницы и 1,75…2,0 м/с для семян подсолнечника. Такая зависимость наблюдается при различных коэффициентах заполнения ковша.

Графики показывают, что при снижении коэффициента заполнения уменьшается объем обратной сыпи, травмирование продукта снижается. За пределами этих интервалов объем обратной сыпи растет. Таким образом, на практике доказана опасность как завышенных, так и заниженных скоростей работы ковшовых норий с точки зрения снижения степени травмирования зерна.

Работая над проектами по строительству элеваторов, компания GMT уделяет повышенное внимание проблеме травмирования зерна и разрабатывает конструктив оборудования с учетом способов решения этой проблемы. Получить консультацию по вопросу строительства элеваторных линий можно по номеру +38 (098) 843-85-75.